Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и педагогов, и детей, и родителей. Нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые двойки, у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении.
Преодоление неуспеваемости — важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Для ее решения используется самый передовой опыт педагогов и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Под неуспеваемостью понимают итоговую неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год).
Многие российские педагоги различают два вида неуспеваемости:
- Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное неосвоение учебного материала.
- Относительная неуспеваемость — это недостаточная познавательная нагрузка для тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.